Развитие предпосылок игры в раннем возрасте

Общеизвестно, что предметная  деятельность является необходимым условием существования человека, одним из факторов, источником психического развития.

Ранний возраст – период активного знакомства с предметами, игрушками, их свойствами (форма, величина, цвет). В процессе разнообразных действий с предметами дети учатся не только их всесторонне обследовать, но и получают  необходимые для  развития  представления о том какие они, что с ними можно делать, а что нельзя. Воздействуя на предметы ребенок познает их свойства, качества, но самое главное он соотносит свои действия с получаемыми результатами, устанавливает связь между своей рукой, предметами и теми изменениями, какие вызывают его действия.

Поэтому с раннего возраста малыши имеют наибольшую  возможность  в предметной деятельности, а не в какой другой быть самостоятельными и проявлять инициативу в выборе способов действия с ними.

Это доступная и привлекательные для ребенка деятельность способствует сохранению его душевного равновесия, психологического комфорта.

Наблюдения позволяют говорить, что наши дети не могут самостоятельно действовать с предметами и игрушками, затрудняются в выделении их свойств, признаков, не могут сами строить предметную деятельность, сопровождать ее речью и пр.

Дети не могут отделять себя от взрослого, не могут самостоятельно включаться в деятельность со взрослыми. В результате дети становятся малоактивными, имеют низкий уровень психологической готовности к игре. Все это говорит о необходимости проведения систематической работы, обеспечивающей развитие предметной деятельности, речи, восприятия, воображения – предпосылок игровой деятельности.

Это определяет основные цели работы с детьми раннего возраста:

— развивать способность самостоятельно  развертывать индивидуальную предметную деятельность,

— обогащать предметно-игровую среду в группе и дома,

— формировать ситуативные формы общения ребенка со взрослым,

— обеспечивать преемственность  семейного и общественного воспитания для развития детей раннего возраста в предметной деятельности.

На 1 этапе необходимо обогащать жизненный опыт детей с помощью наблюдений на прогулке за птицами, животными, за работой транспорта, чтения русских народных сказок и пр.

На втором этапе необходимо предложить ребенку войти в наблюдаемый образ. Например,  в образ животного, взрослого и пр.  Прежде чем войти в образ взрослого необходимо познакомить с атрибутами профессии. Затем изготовить необходимые пособия вместе с детьми и показать образец действия.

В результате проделанной работы дети научатся отделять себя от взрослого, самостоятельно строить развернутую фразу и деятельность с предметами и пр.

Т.о., совместная систематическая целенаправленная деятельность педагогов и родителей по  развитию предметной деятельности, речи, восприятия, является фундаментом для овладения детьми полноценной игровой деятельностью.